жнівень 15, 2017

Города-спутники: проблемы развития агломерации Минска

Агломерация одна – заказчика два

Многие крупные города мира в своем развитии и влиянии вышли за собственные
административные границы: они включают в себя собственно сам город-центр, а
также многочисленные мелкие и средние города и поселения, ландшафтно-
рекреационные и производственные зоны, деловые парки, и функционируют как
единые градостроительные системы. Важным инструментом развития данных
агломераций являются единые стратегические мастерпланы (Видение Большого
Лондона, План развития Большого Парижа, План развития Берлин-Бранденбург и
др.).

В настоящее время идет активный процесс формирования агломерации Большого
Минска. Проблема планировщиков проектных институтов, разрабатывающих
документацию пространственного развития города и прилегающих территорий,
заключается в том, что административное деление и набор требуемых проектов
зачастую не учитывают реальные экономические, социальные, демографические и
др. процессы, идущие в агломерации Большого Минска. Отдельно
разрабатываются следующие документы: генеральный план города Минска, схема
комплексной территориальной организации Минской области, генеральные планы
городов-спутников. Несмотря на желание проектировщиков выпускать
согласованные и максимально взаимоувязанные проекты, все же как заказчики, так
и целевые установки, бюджеты у этих документов разные.
Видится, что развитие территории агломерации Большого Минска должно идти в
соответствии с проектом, представляющим собой единый документ,
разработанный в соответствии с общей стратегией и видением развития Минска и
прилегающих территорий. Для такой работы необходим единый заказчик,
возможно, орган национального значения.

Города спутники необходимо рассматривать исключительно в совокупности,
применительно к целям развития всей градостроительной системы Большого
Минска. Каждый город-спутник должен являться отличительным центром во всей
системе, предоставлять уникальные или отличные функции/средовые качества
пользователям. (В настоящее время обозначена только историческая
направленность города-спутника Заславля). И если, преобладающим направлением
развития городов-спутников видится строительство жилья, то чем эти жилые
районы будут отличаться от существующих/строящихся в Минске? Что заставит
жителей Минска или иногородних, желающих переехать в Минск, все-таки
выбрать местом своего проживания именно город-спутник?
Два важных фактора успешного развития городов-спутников
Идея города-спутника базируется на определенной самодостаточности
функционирования и автономности этого градостроительного образования: места
приложения труда и общественного обслуживания преимущественно должны находится в самом городе-спутнике.

В настоящее время основным импульсом развития городов-спутников заявлено жилое строительство. Пожалуй, за исключением Фаниполя и, возможно, Руденска, большинство проживающих в городах-спутниках на работу будет направляться в центр агломерации.
При преимущественном развитии жилой функции в городах-спутниках как
инструмента по решению проблемы нехватки территорий под жилищное
строительство в городе Минске и привлечению населения в города-спутники,
проектировщикам и управленцам от градостроительства важно обратить внимание
на два важных фактора, которым руководствуются потенциальные жители в
выборе местом проживания именно города-спутника. (Обозначим только
архитектурно-планировочные условия, опустим административные и
экономические инструменты, такие как льготное кредитование строительства,
ограничения в регистрации граждан и др.).

Во-первых, качественная жилая среда, отличная от той, которая формируется в
новых районах города Минска. Разнообразная, низко- и среднеэтажная жилая
застройка в непосредственной близости к природным объектам. Города-спутники
могут стать альтернативой городскому проживанию для семей с детьми, у которых
повышенные запросы к непосредственному окружению.

Второй фактор, который необходимо отметить, это удобная транспортная
доступность. Количество времени, затрачиваемое для поездки в центр города
Минска, может варьироваться, однако оно не должно превышать один час в
каждую сторону. В противном случае, горожане все же будут стремиться в выборе
места проживания отдавать предпочтение городу Минску.

Транспортное обслуживание должно осуществляться несколькими видами
транспорта, т.е. жители города спутника должны иметь возможность, помимо
использования личного автотранспорта, добираться в Минск общественным
транспортом, прежде всего скоростным рельсовым (пригородно-городской
электричкой), который обеспечивает высокую скорость перемещения в масштабах
агломерации, а также предоставляет пассажирам должный уровень комфорта и
безопасности при перемещении.

Анализ генеральных планов городов-спутников показывает, что основное
жилищное строительство предлагается на свободных территориях на значительном
удалении от станций и остановочных пунктов пригородно-городской электрички. В
случае реализации предложенных проектов жители новых районов городов-
спутников вынуждены будут тратить дополнительное время для того, чтобы сперва
добраться до станции или остановочного пункта. Естественно, многие для
перемещения в город Минск будут отдавать предпочтение личному
автотранспорту, что будет дополнительно оказывать негативный эффект на
загруженность магистральных дорог, ведущих к Минску, и улично-дорожной сети
в самом городе, на ситуацию с местами для парковки, а в конечном итоге и на
состояние экологии в городе Минске.

Для увеличения количества пользователей общественного транспорта необходимо уменьшить расстояние от мест их проживания в городах-спутниках до станций и
остановочных пунктов. В генеральных планах городов-спутников обозначены
участки реконструкции жилой усадебной застройки (как правило, с полным ее
сносом), прилегающие к существующим станциям и остановочным пунктам.
Однако, уже на стадии обсуждения проектов городов-спутников, проявилась
обеспокоенность местных жителей и несогласие с возможным переездом. С
финансовой точки зрения данный снос существующей застройки также
представляется сомнительным.

Оптимальным вариантом улучшения обслуживания скоростным общественным
транспортом новых жилых районов городов-спутников является строительство
новых остановочных пунктов пригородно-городской электрички с формированием
на этих пунктах развитых комплексов общественного обслуживания, которые
будут предоставлять попутное обслуживание пассажирам, прибывающим или
отправляющимся в другие точки агломерации, тем самым способствуя увеличению
использования общественного транспорта.

В противном случае мы получим своеобразный местный вариант урбан-спрол
(sprawl): заполнение свободных территорий, прилегающих к Минску, жильем двух
типов (многоквартирной и жилой усадебной застройкой, которая достаточно
широко представлена в пригородной зоне города), транспортное обслуживание
которого будет осуществляться преимущественно личным автотранспортом.
Видится, что если ни одному из перечисленных факторов (разнообразное жилье в
качественной среде и концентрация развития возле станций/остановочных пунктов
скоростного общественного транспорта) не будет уделено внимание
проектировщиков и управленцев, то желания переселяться в города-спутники как у
новых жителей Минска, так и у минчан не возникнет.

Новое развитие на существующих территориях

В этом случае более актуальной градостроительной задачей для городских властей
видится концентрация усилий на реконструкции производственных и
коммунально-складских территорий, располагающихся в черте города Минска.
Значительная часть данных территорий прилегает к центральной части города (или
находится в центре города), имеет высокую градостроительную ценность, обладает
большим транспортным потенциалом. Здесь уже существуют все необходимые
инженерные коммуникации, пролегают улицы, обслуживаемые городскими
линиями общественного транспорта (включая метрополитен). Трансформация
данных территорий: закрытие и/или перенос на другие площадки неэффективных
производств – позволит получить в городе новые площадки для
градостроительного освоения и размещения жилых и общественных объектов, в
целом будет способствовать оздоровлению городской среды и повышению
качества проживания горожан.

Мапа прастораў Менска

Перайсьці да мапы прастораў Менска