Города-спутники: проблемы развития агломерации Минска

Агломерация одна – заказчика два

Многие крупные города мира в своем развитии и влиянии вышли за собственные
административные границы: они включают в себя собственно сам город-центр, а
также многочисленные мелкие и средние города и поселения, ландшафтно-
рекреационные и производственные зоны, деловые парки, и функционируют как
единые градостроительные системы.Si usted desea comprar Cialis Genérico en farmacia https://onlinefarmacia24.com/comprar-cialis-generico sin receta en España con envió rápido es una realidad hoy en día. Tadalafilo – el ingrediente activo del remedio que relaja los músculos lisos de los vasos sanguíneos del pene y en el nivel apropiado de excitación sexual lleva al llenado de sangre de los tejidos del pene que causa la erección. Важным инструментом развития данных
агломераций являются единые стратегические мастерпланы (Видение Большого
Лондона, План развития Большого Парижа, План развития Берлин-Бранденбург и
др.).

В настоящее время идет активный процесс формирования агломерации Большого
Минска. Проблема планировщиков проектных институтов, разрабатывающих
документацию пространственного развития города и прилегающих территорий,
заключается в том, что административное деление и набор требуемых проектов
зачастую не учитывают реальные экономические, социальные, демографические и
др. процессы, идущие в агломерации Большого Минска. Отдельно
разрабатываются следующие документы: генеральный план города Минска, схема
комплексной территориальной организации Минской области, генеральные планы
городов-спутников. Несмотря на желание проектировщиков выпускать
согласованные и максимально взаимоувязанные проекты, все же как заказчики, так
и целевые установки, бюджеты у этих документов разные.
Видится, что развитие территории агломерации Большого Минска должно идти в
соответствии с проектом, представляющим собой единый документ,
разработанный в соответствии с общей стратегией и видением развития Минска и
прилегающих территорий. Для такой работы необходим единый заказчик,
возможно, орган национального значения.

Города спутники необходимо рассматривать исключительно в совокупности,
применительно к целям развития всей градостроительной системы Большого
Минска. Каждый город-спутник должен являться отличительным центром во всей
системе, предоставлять уникальные или отличные функции/средовые качества
пользователям. (В настоящее время обозначена только историческая
направленность города-спутника Заславля). И если, преобладающим направлением
развития городов-спутников видится строительство жилья, то чем эти жилые
районы будут отличаться от существующих/строящихся в Минске? Что заставит
жителей Минска или иногородних, желающих переехать в Минск, все-таки
выбрать местом своего проживания именно город-спутник?
Два важных фактора успешного развития городов-спутников
Идея города-спутника базируется на определенной самодостаточности
функционирования и автономности этого градостроительного образования: места
приложения труда и общественного обслуживания преимущественно должны находится в самом городе-спутнике.

В настоящее время основным импульсом развития городов-спутников заявлено жилое строительство. Пожалуй, за исключением Фаниполя и, возможно, Руденска, большинство проживающих в городах-спутниках на работу будет направляться в центр агломерации.
При преимущественном развитии жилой функции в городах-спутниках как
инструмента по решению проблемы нехватки территорий под жилищное
строительство в городе Минске и привлечению населения в города-спутники,
проектировщикам и управленцам от градостроительства важно обратить внимание
на два важных фактора, которым руководствуются потенциальные жители в
выборе местом проживания именно города-спутника. (Обозначим только
архитектурно-планировочные условия, опустим административные и
экономические инструменты, такие как льготное кредитование строительства,
ограничения в регистрации граждан и др.).

Во-первых, качественная жилая среда, отличная от той, которая формируется в
новых районах города Минска. Разнообразная, низко- и среднеэтажная жилая
застройка в непосредственной близости к природным объектам. Города-спутники
могут стать альтернативой городскому проживанию для семей с детьми, у которых
повышенные запросы к непосредственному окружению.

Второй фактор, который необходимо отметить, это удобная транспортная
доступность. Количество времени, затрачиваемое для поездки в центр города
Минска, может варьироваться, однако оно не должно превышать один час в
каждую сторону. В противном случае, горожане все же будут стремиться в выборе
места проживания отдавать предпочтение городу Минску.

Транспортное обслуживание должно осуществляться несколькими видами
транспорта, т.е. жители города спутника должны иметь возможность, помимо
использования личного автотранспорта, добираться в Минск общественным
транспортом, прежде всего скоростным рельсовым (пригородно-городской
электричкой), который обеспечивает высокую скорость перемещения в масштабах
агломерации, а также предоставляет пассажирам должный уровень комфорта и
безопасности при перемещении.

Анализ генеральных планов городов-спутников показывает, что основное
жилищное строительство предлагается на свободных территориях на значительном
удалении от станций и остановочных пунктов пригородно-городской электрички. В
случае реализации предложенных проектов жители новых районов городов-
спутников вынуждены будут тратить дополнительное время для того, чтобы сперва
добраться до станции или остановочного пункта. Естественно, многие для
перемещения в город Минск будут отдавать предпочтение личному
автотранспорту, что будет дополнительно оказывать негативный эффект на
загруженность магистральных дорог, ведущих к Минску, и улично-дорожной сети
в самом городе, на ситуацию с местами для парковки, а в конечном итоге и на
состояние экологии в городе Минске.

Для увеличения количества пользователей общественного транспорта необходимо уменьшить расстояние от мест их проживания в городах-спутниках до станций и
остановочных пунктов. В генеральных планах городов-спутников обозначены
участки реконструкции жилой усадебной застройки (как правило, с полным ее
сносом), прилегающие к существующим станциям и остановочным пунктам.
Однако, уже на стадии обсуждения проектов городов-спутников, проявилась
обеспокоенность местных жителей и несогласие с возможным переездом. С
финансовой точки зрения данный снос существующей застройки также
представляется сомнительным.

Оптимальным вариантом улучшения обслуживания скоростным общественным
транспортом новых жилых районов городов-спутников является строительство
новых остановочных пунктов пригородно-городской электрички с формированием
на этих пунктах развитых комплексов общественного обслуживания, которые
будут предоставлять попутное обслуживание пассажирам, прибывающим или
отправляющимся в другие точки агломерации, тем самым способствуя увеличению
использования общественного транспорта.

В противном случае мы получим своеобразный местный вариант урбан-спрол
(sprawl): заполнение свободных территорий, прилегающих к Минску, жильем двух
типов (многоквартирной и жилой усадебной застройкой, которая достаточно
широко представлена в пригородной зоне города), транспортное обслуживание
которого будет осуществляться преимущественно личным автотранспортом.
Видится, что если ни одному из перечисленных факторов (разнообразное жилье в
качественной среде и концентрация развития возле станций/остановочных пунктов
скоростного общественного транспорта) не будет уделено внимание
проектировщиков и управленцев, то желания переселяться в города-спутники как у
новых жителей Минска, так и у минчан не возникнет.

Новое развитие на существующих территориях

В этом случае более актуальной градостроительной задачей для городских властей
видится концентрация усилий на реконструкции производственных и
коммунально-складских территорий, располагающихся в черте города Минска.
Значительная часть данных территорий прилегает к центральной части города (или
находится в центре города), имеет высокую градостроительную ценность, обладает
большим транспортным потенциалом. Здесь уже существуют все необходимые
инженерные коммуникации, пролегают улицы, обслуживаемые городскими
линиями общественного транспорта (включая метрополитен). Трансформация
данных территорий: закрытие и/или перенос на другие площадки неэффективных
производств – позволит получить в городе новые площадки для
градостроительного освоения и размещения жилых и общественных объектов, в
целом будет способствовать оздоровлению городской среды и повышению
качества проживания горожан.

Мапа прастораў Менска

Перайсьці да мапы прастораў Менска