“Право на город” и практики городского участия. Результаты исследования.

«Право на город» – идея, впервые озвученная во второй половине прошлого столетия французским социологом и философом Анри Лефевром в одноименной работе. Суть её заключается в том, что жители города должны иметь возможность полноценно пользоваться всеми преимуществами, предоставляемыми городской жизнью (включая право её преобразовывать с учётом своих потребностей). Реализация «права на город» предполагает не только физический доступ к городским местам и их использование, но и непосредственное участие горожан в принятии решений, касающихся создания и преобразования городской среды («место за столом переговоров»), в дополнение к косвенному, опосредованному участию (уплата налогов в городской бюджет, выборы местных депутатов и т.п.). Особую актуальность эта идея приобретает, когда мы говорим о постсоветских городах, которые в последнее время переживают этап гражданского подъема. Подобный рост вовлеченности и активизация практик городского участия являются важнейшими признаками становления и развития в Беларуси гражданского общества, для которого характерно наличие развитой сети общественных отношений вне рамок властно-государственных и коммерческих структур. Однако несмотря на очевидный рост активности, осуществляемые практики городского участия часто протекают хаотично, они не согласованы между собой, у горожан нет уверенности в правильности и правомочности своих действий, отсутствуют навыки легитимации осуществляемой активности. Иными словами, у горожан по-прежнему нет уверенности в том, что представляет из себя их «право на город», каковы его границы и механизмы реализации. Для того, чтобы поддержать процессы гражданской активности, направить их в русло конструктивных преобразований, разрешить возникающие при этом конфликтные ситуации, необходимо иметь достаточно чёткое представление о специфике городского участия – его типичные формы и наиболее популярные практики, а также границы понимания горожанами своего «права на город». С этой целью в сентябре-октябре 2020 года при поддержке общественной инициативы «Добры горад» в Минске было проведено исследование. В качестве основного метода сбора эмпирической информации использовался анкетный он-лайн опрос (через Google-форму), в котором приняли участие 300 минчан. Дополнением к анкетному опросу выступил метод качественного анализа содержания соседских чатов города Минска за период с 15 августа по 30 сентября.

  Результаты исследования показали, что участие минчан в преобразовании городской среды нельзя назвать массовым – только 4,7% опрошенных регулярно занимаются благоустройством, украшением, преобразованием городской территории по собственной инициативе. Ещё 19,7% делают это эпизодически (1-2 раза в год), либо имеют единичный случай участия в городских преобразованиях. К наиболее популярным практикам городского участия относится озеленение (посадка цветов, деревьев, уход за ними) – 18,7%, а также уборка территории – 12,3%. Однако определённый потенциал для формирования активного, ответственного и вовлечённого отношения минчан к своему городу есть – 41,0% опрошенных хотели бы в будущем принять участие в каких-либо практиках, направленных на преобразование городской среды. Для наиболее полной его реализации необходимо устранение ряда барьеров, ключевым из которых является коммуникативный.  60,4% горожан не знают, как именно можно участвовать в преобразовании городской среды (не знакомы с соседями, не знают, к кому обратиться, с чего начать и т.п.), больше половины опрошенных (58,8%) либо не знакомы с соседями (43,9%), либо избегают общаться с ними в социальных сетях (14,9%), менее 40% могут найти себе единомышленников, менее 15% доверяют своим соседям и ощущают поддержку с их стороны. Всего чуть более трети опрошенных (36,3%) активно вовлечены в городскую жизнь – участвуют в каких-либо мероприятиях, посещают городские праздники, взаимодействуют с другими горожанами. При этом, запрос на активную общественную жизнь у горожан сформирован (около 80% опрошенных минчан хотели бы, принимать участие в различных городских событиях совместно со своими соседями). Социальные сети на данный момент нельзя назвать эффективных инструментом коммуникации горожан друг с другом – только 38,5% опрошенных состоят в соседских чатах.

Абсолютное большинство респондентов (88,7%) уверены в том, что горожане имеют право самостоятельно преобразовывать территорию своего города или района проживания в соответствии со своими предпочтениями (высаживать цветы, газон, деревья, устанавливать новое игровое оборудование на детских площадках, новые скамейки, урны для мусора) – при условии, что это не наносит вред внешнему облику города и не создаёт неудобств другим людям. При этом «право на город» начинает выходить за рамки его утилитарного понимания (как благоустройство городской среды) и приобретает черты символического самоопределения или арт-интервенции – 82,0% опрошенных полагают, что горожане имеют право коллективно создавать, выбирать и размещать на видимых участках городской территории символы (флаги, эмблемы) своего города или района, если это не нарушает общепринятых морально-этических норм. Минчане продемонстрировали значительный приоритет внутренних, общечеловеческих, моральных барьеров, над внешними, формализованными (идеология, законодательство). Основным «ограничителем» в данном случае является уважение прав и свобод других – предпринимаемые действия не должны представлять опасность для других людей, ухудшать городскую инфраструктуры, вызывать общественное возмущение. 

Полная версия результатов исследования доступна по ссылке:

http://bit.do/fN7yf

Мапа прастораў Менска

Перайсьці да мапы прастораў Менска